Вернуться к списку

Защита деловой репутации

Защита чести, достоинства и деловой репутации установлена ст. 152 Гражданского кодекса РФ. Эта статья равнозначно распространяется как на гражданина (физическое лицо), так и на юридическое лицо.

Чаще всего распространение порочащих сведений происходит в средствах массовой информации.  Обычно порочащие сведения  указывают на плохое оказание услуг, некачественную реализацию или производство товара. Они умышленно направлены на то, чтобы заклеймить объект производства данного предприятия, понизить уровень реализации и соответственно причинить убытки в виде неполученной прибыли.

Распространение порочащих сведений тесно переплетается с обоснованной критикой. В этой связи, законодатель возложил ответственность в области доказывания  являются ли порочащие сведения реальной справедливой критикой или клеветой на лицо, распространившее порочащие сведения.

Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию были распространены в средствах массовой информации, то  они должны быть опровергнуты  в тех же средствах массовой информации.

Что же касается возмещения морального вреда в пользу юридического лица, то здесь отсутствует единообразие и конкретная правовая норма, позволяющая четко сослаться на взыскание морального вреда в пользу организации. Хотя, на мой взгляд, ущерб, причиненный порочащими сведениями, может быть огромен для организации.

Конечно, юридическое лицо вправе взыскать убытки, причиненные  порочащими сведениями.  К слову сказать, доказывание убытков в виде неполученных доходов, происшедших именно от  распространения порочащих сведений, задача не из легких. Но главная цель – восстановить доброе имя предприятия. Это позволит выйти на те же достижения в бизнесе, а может быть бизнес пойдет  и успешнее.  Антиреклама – это вид действенной рекламы. Так, например, в прессе много-много сейчас обсуждается вред фаст фуда. На самом главном  месте здесь известнейший Макдональдс. Многочисленные диетологи, высказывая свое мнение, хают быстроприготовленную пищу громко и много. Однако  еда из Макдональдса как была много лет назад востребована, так и сейчас: очереди стоят самые большие по сравнению с иными кафе. А почему? Потому что качество пищи соответствует стандарту.

Или, например, в   марте 2010г. хозяйка, якобы, обнаружила мышку в пакете с кефиром. Телевидение об этом ярко рассказывало. Был представлен и молокозавод.  А доказала ли хозяйка, что она не хранила кефирный пакет  вне холодильника? Ведь мышка может пролезть в совсем маленькую щелку и оказаться в пакете уже в доме у хозяйки. Молокозаводу явно необходимо усиленно защищаться и явно необходимо защитить свою репутацию в суде.

Таким образом,  вопросы защиты деловой репутации возникают в жизни все чаще и являются достаточно сложной категорией дел. Разбираться надо досконально, начиная от разграничения реальной критики, до  происков конкурентов.