Вернуться к списку
Защита деловой репутации
Защита чести, достоинства и деловой репутации установлена ст. 152 Гражданского кодекса РФ. Эта статья равнозначно распространяется как на гражданина (физическое лицо), так и на юридическое лицо.
Чаще всего распространение порочащих сведений происходит в средствах массовой информации. Обычно порочащие сведения указывают на плохое оказание услуг, некачественную реализацию или производство товара. Они умышленно направлены на то, чтобы заклеймить объект производства данного предприятия, понизить уровень реализации и соответственно причинить убытки в виде неполученной прибыли.
Распространение порочащих сведений тесно переплетается с обоснованной критикой. В этой связи, законодатель возложил ответственность в области доказывания являются ли порочащие сведения реальной справедливой критикой или клеветой на лицо, распространившее порочащие сведения.
Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию были распространены в средствах массовой информации, то они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
Что же касается возмещения морального вреда в пользу юридического лица, то здесь отсутствует единообразие и конкретная правовая норма, позволяющая четко сослаться на взыскание морального вреда в пользу организации. Хотя, на мой взгляд, ущерб, причиненный порочащими сведениями, может быть огромен для организации.
Конечно, юридическое лицо вправе взыскать убытки, причиненные порочащими сведениями. К слову сказать, доказывание убытков в виде неполученных доходов, происшедших именно от распространения порочащих сведений, задача не из легких. Но главная цель – восстановить доброе имя предприятия. Это позволит выйти на те же достижения в бизнесе, а может быть бизнес пойдет и успешнее. Антиреклама – это вид действенной рекламы. Так, например, в прессе много-много сейчас обсуждается вред фаст фуда. На самом главном месте здесь известнейший Макдональдс. Многочисленные диетологи, высказывая свое мнение, хают быстроприготовленную пищу громко и много. Однако еда из Макдональдса как была много лет назад востребована, так и сейчас: очереди стоят самые большие по сравнению с иными кафе. А почему? Потому что качество пищи соответствует стандарту.
Или, например, в марте 2010г. хозяйка, якобы, обнаружила мышку в пакете с кефиром. Телевидение об этом ярко рассказывало. Был представлен и молокозавод. А доказала ли хозяйка, что она не хранила кефирный пакет вне холодильника? Ведь мышка может пролезть в совсем маленькую щелку и оказаться в пакете уже в доме у хозяйки. Молокозаводу явно необходимо усиленно защищаться и явно необходимо защитить свою репутацию в суде.
Таким образом, вопросы защиты деловой репутации возникают в жизни все чаще и являются достаточно сложной категорией дел. Разбираться надо досконально, начиная от разграничения реальной критики, до происков конкурентов.